Эволюция газобаллонной аппаратуры и программ впрыска газа строго следует за развитием экологических норм. Однако поколения ГБО отличаются друг от друга не только соответствием конкретному экологическому стандарту (Евро). Различие между 2-м и 4-м поколением газовых технологий такое же, как между карбюратором и инжектором. Именно поэтому на инжекторные моторы следует ставить ГБО 4.
В погоне за экологией моторы стали весьма чувствительными к корректности топливной смеси. Требуемую точность впрыска для различных режимов езды способен реализовать электронный блок управления ГБО (ЭБУ). В системах 2-го поколения электроники нет, и настройки производятся вручную: винтами на редукторе-испарителе. Из-за того, что пропан-бутан не детонирует, заметить некорректную работу двигателя затруднительно.
Установить 2-е поколение газа на инжектор с технической стороны возможно.
Для инжекторов 1990-х годов подобная газификация пройдет, скорее всего, безболезненно, поэтому владельцы пожилых машин так и делают. Однако для современных ДВС такое сочетание губительно из-за сложных заводских настроек впрыска бензина, а 2-е поколение газа не предполагает коррекции топливной смеси в режиме реального времени. То есть по большей части двигатель будет работать на износ и поэтому недолго.
Что происходит при неправильном впрыске?
За некорректным составом топливной смеси следует неполное сгорание порции топлива. Догорание на выпуске негативно сказывается на клапанах. Кроме того, страдают катализатор и турбина, если автомобиль турбированный. В итоге сокращается ресурс не только двигателя, но и других дорогостоящих агрегатов. Понятно, что экономии от такой газификации никакой, и сэкономленные на поколении ГБО 2–3 тысячи гривен легко перекроются затратами на «капиталку» мотора, турбины или замену «ката».
При установке 4-го поколения ГБО таких проблем не возникает: программа газового впрыска следует за заводскими настройками. Здесь работает принцип ведущий-ведомый, где главную роль играет бортовой компьютер (БК). Кроме того, газовоздушная смесь корректируется с учетом физических и химических отличий пропан-бутана и бензина.
Настраивают систему, как правило, после монтажа: в универсальную программу газового впрыска вносятся фактические данные с бортового компьютера (БК). Корректность настройки затем проверяется при диагностике. После настроек вмешательство в работу оборудования не требуется. Водителю не придется следить за топливными режимами: ЭБУ сам переключит машину на газ, а также активирует бензиновый режим, когда газ закончится.
Для двигателей с прямым впрыском применяются еще более совершенные комплектации ГБО.
Здесь даже не придется донастраивать систему после монтажа – готовая персонифицированная программа впрыска газа входит в комплектацию оборудования. Цена ГБО для «непосредственного» мотора заметно выше, чем для инжектора. Однако из-за особенностей самой технологии прямого впрыска другого варианта перевести такую машину на пропан-бутан нет.